Часть III. Мудры и Бандхи

Следующие мудры сложны на сегодняшний день не только в выполнении, но и в понимании. Их смысл известен, только посвящённому в эту традицию гуру, знания, которому были переданы по линии преемственности другим посвящённым гуру.
Данные мудры являются высшей ступенью, находящейся у порога самадхи. Они даются опытным йогам, которые способны полностью управлять своими эмоциями, чувствами, мыслями, их сознание находится под их контролем.
Рассмотрим их описание в первоисточниках и попробуем понять их значение.

Кхечари
«Когда язык повернут назад в отверстие в черепе, а глаза устойчиво зафиксированы на точке между бровей, это будет Кхечари. Возьмите чистый острый нож и подрежте язык на ширину волоса. Подрезая, качая и вытягивая язык, вы увеличиваете его длину, пока он не будет доставать до точки между бровей. Затем вы добьётесь успеха в Кхечари. Йог должен делать подрезание ежедневно в течение 6 месяцев. После данного периода пленка, соединяющая язык с нижней частью рта, будет вся подрезана. Затем сверните язык, Он должен прижаться к месту соединения трех Надей, отверстию в нёбе. Такое положение называется Кхечари Мудра. Тот, кто знает Кхечари Мудру, тот не подвержен болезням, тот не подвержен Карме и время не имеет силы над ним» [Хатха-йога прадипика, Глава III, ]

Мнения, по поводу данной мудры, разделились.
Одни считают, что великие свершенные Йоги, описывая различные техники, в том числе мудры, использовали в своём стиле изложения много метафор. И таким образом Кхечари рассматривается как техника, имеющая чисто мысленную форму, работу с сознанием и сознательной концентрацией. Например, переводчик и комментатор книги «Хатха-йога прадипика» О. И. Полотов, пишет, что слова «Язык» и «Подрезание» в тексте не стоит понимать в буквальном смысле. Язык – это индивидуум, ЭГО и чувства. Острый нож — это интеллект, сознание. Кхечари переводится с санскрита «движение в пространстве». Отсюда следует, что Кхечари, это избавление от ограничивающего ЭГО и чувств, и направление чистого и освобождённого сознания вверх, в пространство Бинду, для раскрытия способностей и соединения с Абсолютом.

Другие, считают, что данная техника описана слишком детально, чтобы воспринимать текст как метафоры: «<…>Возьмите чистый, острый нож и подрежте язык на ширину волоса. Смягчите пленку, соединяющую язык с нижней частью рта. Затем потрите подрезанную часть мелкой солью. Через семь дней опять подрежте язык на ширину волоса<…>». Допустим, что «чистый нож» — это «сознание», а «плёнка, соединяющая язык с нижней частью рта» — это «привязанности», но что тогда такое «соль» и зачем нужно ждать семь дней, чтоб подрезать снова? Возможно, этому есть свои объяснения, но также не исключено, что данная техника описывается словами, которые имеют прямой смысл. Например, в книге «Хатха-йога. Сообщение о личном опыте» Теос Бернард, практикующий йогу под руководством гуру в Индии, описывает свой опыт освоения данной техники, как явно физическое подрезание уздечки языка и в итоге заведение его вверх. Или в книге Васанта Дж. Реле «Мистическая Кундалини», также говорится о физическом заведении языка назад и вверх до основания носовых отверстий. Кхечари

Эта Мудра описывается, как одна из важнейших Мудр

«Существует только один зародыш эволюции – это Ом, существует только одна Мудра – это Кхечари, существует только одна обязанность – это ни от чего не зависеть <…> » [Хатха йога прадипика, Глава III, строфа 54].

Когда физически заводится язык назад за нёба и вверх к основанию носовых отверстий, по описанию Теоса Бернарда, исчезает чувство голода и жажды. Это первое, от чего должен отказаться Йог, который всё своё время посвящает концентрации и медитации. Такие сильные физиологические чувства (голод, жажда) будут отвлекать и мешать при медитации, в которой отреченные Йоги прибывают часами и даже сутками.

Свами Раджарши Муни, описывая данную технику, говорит нам о том, что смысл её в том, чтобы воздействовать на Бинду — источник жизненной энергии. Бинду находится в гипофизе. Искусственно достигнутая Кхечари, то есть с помощью различных внешних инструментов (нож, щипцы, согнутая ложка и т.д.), не несет в себе истинный эффект этой великой Мудры, о которой говорится во всех древних писаниях. При достигнутой естественным образом Кхечари, как последствие длительной работы с Праной, языковая уздечка сама обрывается и язык легко заводится назад и вверх.

Далее по мере практики язык проходит через мышцы, как бы прорывая их, и достигает до этого скрытую область так называемую «Десятые врата». Язык направляется вверх, годами пробивает мышцы и даже костную полость, минуя дыхательные протоки, проходит в голову и встречается с Бинду (Область Гипофиза). Отсюда выходит, что Кхечари – это некий «массаж» гипофиза. А гормоны гипофиза, как известно, это главный источник молодости, стимулирующий клеточную активность и выработку энергетических клеточных комплексов. Гипофиз

Большинство пранаям и мудр связанные с использованием языка (Набхо, Шамбхави, Каки, Йони, Мандуки, Бхунджангини Мудры), в древних текстах, рассматриваются, Свами Раджарши Муни, как разновидность Кхечари, то есть выполнение техник с заведённым языком назад и вверх в голову.
При правильной полноценной Кхечари Мудре, глаза заводятся вверх и внутренний взгляд направляется в межбровье, отношение абсолютно ко всему становится стабильно равным, чувствуется умиротворение и полное единение с собой и миром.

После выше сказанного становится более понятно, почему так ценится данная техника. Ведь с помощью нее Йог остаётся вечно молодым и быстро достигает просветления и единения с вечным Абсолютом, в котором исчезают чувственные и ментальные ощущения, останавливаются мысли и осознается иллюзорность проявленного бытия, пустотность и единство всего.

НО практиковать Кхечари Мудру без руководства опытного Гуру, которому данная техника была передана по линии преемственности, НЕЛЬЗЯ! В противном случае это может привести даже к летальному исходу!

Истинная, естественная Кхечари осваивается в течении 12 лет.
Только самую начальную стадию техники, без заведения языка назад за мягкое нёбо, можно выполнять самостоятельно.

Техника выполнения:
1. Сядьте в позу сиддхасана.
2. Закройте глаза, внутренний взгляд направлен в межбровье.
3. Заведите язык назад как можно дальше, так, чтобы кончик языка касался области, где начинается мягкое нёбо.
4. Сделайте глубокий вдох, затем медленный плавный выдох и задержите дыхание, втяните живот и сконцентрируйтесь на области аджна-чакры, язык всё это время остаётся в том же положении.
Это один цикл. Сделайте несколько циклов.

Ваджроли
«Йог, который знаком с Ваджроли, приобретает совершенство в Йоге, даже если он не придерживается правил, установленных в Йоге. И мужчины и женщины могут добиться успеха в Ваджроли постепенным освоением возбуждения энергий в области таза путем соответствующего сокращения и манипулирования внутренними органами. Действие, которое соединяет Вайю вместе, это повторяющийся процесс дыхания. Дыхание воздействует на ту достойную похвалы трубку, которая создаёт полость для Ваджры. Жидкость, поступающая в область таза, должна быть возбуждена практикой. После этого, когда жидкости придут в движение, они должны накапливаться тягой вверх. Сохраняя Бинду таким образом, опытный Йог побеждает смерть. Разрушение Бинду является смертью, а сохранение Бинду есть жизнь» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 84-89 строфы].

Раньше, да и сейчас, бытует мнение, что данная практика связанна с половым актом между мужчиной и женщиной или, что Ваджроли это прочищение мочеиспускательного канала с помощью введения катетера. Ни то, ни другое не связано с данной Мудрой. Эти ошибки сделаны при неправильном переводе древних текстов и в силу заурядного ума людей, которые воспринимали тексты, являясь далёкими от йоги, её принципов и цели.

Ваджроли это не очистительная техника, так как она относится к Мудрам, а не к шаткармам, а Мудры созданы для продвижения энергии вверх к высшей цели. И тем более она никак не связана с половым актом, так как половой акт вообще не допустим для Йогов, чья цель есть обрести полный контроль и единения с высшим Абсолютом. В хатха-йоге считается, что секс и конечная утеря семени, есть потеря энергии, начало старения и отдаление от истинной цели. Свами Раджарши Муни пишет, что пробуждение Кундалини, без освоения Брахмачарье (половое воздержание), мало того, что не приведёт к результатам, но и может нанести вред здоровью.

Это не значит, что секс это плохо и все должны от него отказаться. Во-первых, люди живущие в социуме и реализующие себя в нём, должны придерживаться немного других правил. Рождение ребёнка и создание семьи, также очень важно в этом мире. Просто есть разные пути, и какой путь выбрать каждый решает для себя сам! У каждого из нас своя миссия и своя функция в этом мире, кто-то создан для поддержания физической платформы мироздания, а кто-то духовной, и одно без другого существовать не может!
Во-вторых, Йог, придерживающийся обета Брахмачарья, не желает полового акта, так как вся половая энергия у него трансформирована или сублимирована, с помощью определенных практик, в которые входит Ваджроли Мудра.
Если желание возникает, а человек не работая с соответствующей энергией, начинает его просто подавлять, это напротив, может привести к плохим последствиям, например, к заболеваниям половых органов! Йоги не подавляют, так как у них просто отсутствуют подобные желания.
Семья

Йог

Разберём текст, из «Хатха-йоги прадипика», описывающий Ваджроли Мудру.
В первой строке, как раз, говорится о важности Брахмачарья (половое воздержание), которое достигается с помощью Ваджроли. Далее, идёт описание техники выполнения данной Мудры, которая может отличаться от других исконных текстов, но смысл один. Необходимо воздействовать на половые органы, собрать создавшуюся энергию и направить её вверх по сушумне.

Техника выполнения:
1. Сядьте в сиддхасану.
2. С резким выдохом сократите мышцы малого таза и сокращая мышцы живота, преимущественно мышцы нижнего пресса, втяните его. Движение, сочетающееся с дыханием, подобно капалабхати, только с концентрацией на низе живота и с включением Мула-бандхи на выдохе. Подобные действия должны быть продолжительными, пока не почувствуется тепло и прилив энергии в области муладхара и свадхистана чакр.
3. После того, как почувствуете прилив энергии, сконцентрируйтесь на области аджна чакры (межбровье), сделайте глубокий вдох и выдох, задержите дыхание на выдохе, сделав три бандхи (Мула-, Уддияна-, Джаландхара-бандха). Далее, задержите дыхание на вдохе, также используя три главные бандхи (энергетические замки).
Капалабхати

Считается, что Ваджроли Мудра «высушивает» половые жидкости, поступающие в область таза, сублимирует их, превращая в тонкую энергию, и направляет вверх по Сушумна нади, названная в тексте, как «достойная похвалы трубка».

Кроме этого, в «Хатха-йоге прадипика» упоминаются Сахаджоли Мудра и Амароли Мудра, как два варианта Ваджроли.

«Сахаджоли и Амароли являются ничем иным как двумя вариантами Ваджроли. После смешивания двух секреций с помощью Ваджроли, вы должны сидеть в состоянии блаженства, устранившись от всего мирского с телом обмазанным гомая» [Хатха-йога прадипика, Глава III, строфа 92].

Сахаджоли, это стадия Ваджроли, когда после прилива энергии и направлении её вверх по Сушумне, Йог задерживает дыхание и концентрируется на области Бинду (область гипофиза), устремив внутренний взор на межбровье.
Две секреции это сублимированная половая жидкость и жидкость, несущая в себе концентрированную жизненную энергию (амрита), текущая из Бинду. Словосочетание «тело обмазанное гомая» в данном контексте есть, метафора обозначающая результат смешения этих двух секреций — ощущение блаженства всем телом.

Амароли Мудра связана с техникой Кхечари, это поглощение жидкости, являющейся концентрацией жизненной энергии (амрита), которая течет из полости Брахмана (Бинду). При выполнении Ваджроли Мудры, амрита усиливается. Чтобы ни одна капля «лунной воды» не упала мимо, Йог должен выполнить Кхечари Мудру, иначе капли «Божественного элексира» сгорят в центре тела, что приведет к старению и, в конечном счёте, к смерти. Кхечари и поглощение с помощью неё амриты в Ваджроли Мудре и есть Амароли.

Шакти Чалани
«Также как дверь открывается с помощью ключа, так Йог должен будет открывать дверь Мокши с помощью Кундалини. Кундалини описывается как свернувшаяся кольцами змея. Кто добивается движения Шакти от Муладхара Чакры вверх, тот получает освобождение вне всякого сомнения. Вдыхая через солнце (Пингала), вы должны задерживать дыхание согласно установленных правил. Затем вы должны манипулировать Шакти около полутора часов утром и вечером. Сев в позу Ваджрасана (Сиддхасана), хорошо захватите ступни ног около лодыжек и медленно стучите ими по Канде. Принимая позу Ваджрасана (Сиддхасана) Йог должен заставить Кундалини прийти в движение, затем Йог должен выполнить Бхастрику пранаяму. Таким образом он вскоре разбудит Кундалини. Такое упражнение называется Шакти Чалани. Затем Йог должен сократить мыщцы солнца (область около пупка) и заставить Кундалини придти в движение. Только Йог, придерживающийся в жизни Брахмачари и соблюдающий умеренную диету, достигает совершенного обращения с Кундалини в течении 40 дней» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 105-121 строфы].

Данную мудру, как уже говорилось выше, нельзя осваивать, пока не освоена Брахмачари и Ваджроли Мудра, а также Йог должен придерживаться умеренной диеты. В противном случае, Шакти Чалани может привести к заболеваниям и отдалить от главной цели йоги.
Реализуя, данные условия Йог может приступить к выполнению этой техники, которая способствует открытию сушумны и продвижению по ней Кундалини вверх по направлению к аджна-чакре.

Кундалини (Шакти), это некая душа, которая спит, или, по-другому, бездейственный энергетический сгусток. Когда она спит, человек подобен животному — неосознан и подвержен к инстинктивному образу жизни и различным мучающим привязанностям. Для достижения осознанности и освобождения, для начала, её необходимо разбудить, и далее продвигать вверх по Сушумна нади до области аджна чакры, где по мифологии она встретится со своим супругом Шивой, и их слияние приведёт к освобождению. Шива и Шакти

Шакти, это другое название Кундалини, Чалани – приводящий к активности. Шакти Чалани – это то, что приводит Кундалини к активности или пробуждает её.

Пробуждая Кундалини с помощью Шакти Чалани крии, Йог продвигает её вверх, день за днём. Считается, что с помощью каждодневной практики, в течении 40 дней, Кундалини таким образом дойдёт до самого верха и практик сможет достигнуть освобождения (Мокша, Нирвана).

Первый этап Шакти Чалани заключается в том, чтобы воздействовать на область Канды (луковица), где спит Кундалини. Но где она находится и каким образом активизировать место пребывания Шакти не совсем ясно. В «Хатха-йога прадипика» пишется, что Канда находится 12 дюймов (30 см.) от ануса, кто-то считает, что это область солнечного сплетения (чуть выше пупка), а кто-то, что это место находится ближе к тазу и половым органам (ниже пупка), отсюда и различие в интерпретации и описании данной техники.

Дж Реле в своей книге «Мистическая Кундалини» описывает этот этап следующим образом: «В позе сиддхасана, возьмитесь за две ноги и нажмите ими на промежность. Следующий шаг, это дыхание животом, где абдоминальные мышца сокращаются и расслабляются вместе с сокращением и расслаблением мышц ануса. Таким образом, прана (восходящая энергия) и апана (нисходящая энергия) встречаются в манипура-чакре и начинают возбуждать эфферентные волокна Кундалини ».

Свами Раджарши Муни в своей книге, описывает немного другие действия и последовательность выполнения Шакти Чалани. В позе Сиддхасана для начала нужно нажать кулаком и пяткой на область между пупком и лобковой костью, после чего выполнить бхастрику пранаяму и Сурья Бхедана с задержкой.

Последовательность действий описанных в «Хатха-йоге прадипика» также отличается от предыдущих источников. Но у них у всех прослеживается общая логическая нить. Проанализировав всё выше изложенное, Шакти Чалани Мудру можно описать следующим образом.

Техника выполнения:
1. Сядьте в позу Сиддхасана.
2. Положите кулак на низ живота и надавите на него пяткой, тем самым закрепив его положение. Почувствуйте создавшееся небольшое давление.
3. Закройте левую ноздрю свободной рукой и сделайте вдох правой, затем задержите дыхание на вдохе, на столько, на сколько это возможно сохраняя ощущение комфорта. Медленно выдохните.
4. Далее, сделайте умеренно быстрый вдох, а затем сразу мощный выдох, сокращая мышцы живота и малого таза (Бхастрика с Ашвини Мудрой и Мула Бандхой). Продолжайте динамичное дыхание животом. Обычно выполняют 108 вдохов и выдохов.
5. После Бхастрика пранаямы, сделайте полный выдох, задержите дыхание и выполните Мула, Уддияна, Джаландхара Бандхи.
Шакти Чалани

«Таким образом, Йог должен ежедневно продвигать Кундалини, которая спокойно спит. Сдвинув её, Йог освобождается от болезней» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 119 строфа]

Йони Мудра

Йони

Свами Раджарши Муни говорит о том, что Шакти Чалани Мудра способствует открытию и очищению Сушумны нади, и является подготовительным этапом к Йони Мудре (Шанмукхи Мудра).
Йони в переводе с санскрита, это чрево, начало, исток. Считается, что у нас в теле располагаются два начала (Йони). Одно из них находится в области таза и является воплощённой, проявленной душой (Джива), это та самая спящая Кундалини или Шакти. Другое начало находится в голове, и является Высшим Вселенским Духом (Шива). Как уже говорилась выше, цель практики Хатха-йоги в том, чтобы соединить эти два начала. Кундалини продвигается вверх, и когда она достигает Шивы, Йог обретает блаженное состояние, освобождается от привязанностей и влияний Кармы (самадхи), растворяется в едином непроявленном Высшем Абсолюте (Лайя).

Техника выполнения:
1. Сядьте в позу сиддхасана.
2. Закройте уши большими пальцами рук, глаза указательными, нос средними, безымянные пальцы расположите сверху губ, мизинцы снизу.
3. Сделайте Каки Мудру – заведите язык назад, как можно дальше, сожмите губы трубочкой и сделайте медленный, глубокий вдох (по некоторым источникам, в этой мудре язык должен находиться в положении Кхечари, но данный вариант можно выполнять только под руководством Гуру). Параллельно со вдохом нужно мысленно произнести слог «хум» и сконцентрироваться на Муладхара-чакре (область промежности). Затем задержите дыхание, втяните живот (Уддияна Бандха) и сократите мышцы тазового дна (Мула Бандха), рот закрыт, губы расслаблены. Далее, снова заведите язык назад, сделайте губы трубочкой и плавно выдохните через рот, мысленно произнося слог «хамса» и продолжая концентрироваться на Муладхара-чакре. На выдохе задержите дыхание, выполните Уддияна и Мула Бандхи.
4. Далее, сделайте то же самое, но концентрируясь на Свадхистхана-чакре (область таза), далее Манипура-чакре (солнечное сплетение), Анахата-чакре (область сердца), Вишуддха (горловой центр), Аджна (межбровный центр), и в заключении концентрация на Сахасрара-чакре (макушка головы) место слияния Шакти (Кундалини) и Шивы (Высшего Абсолюта).

Данные Мудры описываются здесь для того, чтобы разобраться с истинными целями данных техник и избавиться от мифов связанных с ними, которые подталкивают людей на соответствующие действия с непредсказуемыми, чаще всего негативными, последствиями. Результаты данных техник достижимы, только для тех, кто знает все нюансы и осваивает их под руководством опытного Гуру.

Автор: Алина Григорьева

Используемая литература:
1. Свами Сваимарами «Хатха йога прадипика», пер. и комм.: О. И. Полотов, 1994 г.
2. Теос Бернард «Хатха-йога. Сообщение о личном опыте», 1960 г.
3. Vasant G. Rele «Mysterious Kundalini», 1931, 66-73 с.
4. Swami Rajarshi Muni «Classical hatha yoga», 1997, 91-103 с.
5. http://www.razlib.ru/samosovershenstvovanie/put_shivy/p4.php#metkadoc4
6. http://www.molodostivivat.ru/slovo-nayke/gormony-gipofiza.html