ЧАСТЬ I. МУДРЫ И БАНДХИ.

Мудры и бандхи

Как говорилось, в предыдущих статьях от нашей студии йоги «Аскхалита», в хатха-йоге существуют ряд последовательных техник, которые направлены в первую очередь на восстановление энергетических каналов (нади), их очищение и наполнение силой (энергией). Более сложные техники дают ощущения и понятия о том состоянии сознания, к которому стремятся все йоги – единство с Абсолютом. А дойдя до ещё более высокого уровня, практиканты стабилизируют это состояние, которое становится естественным для них (это достигается с помощью опытного и грамотного гуру).
К базовым техникам, которые являются основой для дальнейшего духовного развития, относятся яма и нияма, асана и пранаяма – это платформа на которой будет строиться пирамида просветления. О базовых техниках рассказывают и преподают в нашей студии йоги в ЮВАО Москвы, они подходят для современного человека: улучшают физическое здоровье, расслабляют, успокаивают.
К более сложным техникам относятся мудры и бандхи, они являются одним из вариантов начала пути к освобождению – это первый этаж пирамиды просветления в хатха-йоге.
В книгах мы найдём следующее определение данным терминам:

Мудра – печать, знак; символическое ритуальное положение кистей рук, ритуальный язык жестов, положение тела. Также может означать состояние трансцендентного сознания, как результат единства пустоты и формы

Бандха – узел, замок; энергетический «замок» осуществляемый с помощью сжатия определённых мышц. Бандхи предназначены для перераспределения потоков праны в организме, способствуют удержанию энергии и направлению её вовнутрь (накапливают), что пробуждает скрытые силы.

Когда первые ступени хатха-йоги успешно реализованы, т.е. нет сложности в их выполнении, организм очищен и преобразован, появилась способность к спокойной и длительной концентрации, чувства и эмоции почти полностью подчинены силе воли, организм преимущественно ощущает спокойствие и умиротворённость. Тогда гуру даёт более сложный инструмент для дальнейшей духовной реализации. Мудры – это определённая установка и положение, в котором йог может ощутить состояние сознания, приближенное к мокши или самадхи. В «Хатха-йога прадипика» О.И. Полотов в своих комментариях по поводу мудр пишет, что «поставив себя на место другого человека, мы сможем по внутренним ощущениям точно узнать, что он чувствует, так и выполняя определенную мудру, мы начинаем испытывать качества и влияния этого положения на наш организм». Мудры и бандхи без лишних слов, с помощью ощущений дают знания. Это бесценное трансцендентное знание, обретённое с помощью пережитого опыта в определённом положении.

В «Гхеранда Самхита» описывается 25 мудр. Свами Сватмарама выделяет и описывает в «Хатха-йоге прадипика» 10 главных мудр способных «разбудить богиню (Кундалини), которая спит закрыв вход в Сушумну (вход к Абсолюту)». Кундалини – это дремлющая сила (энергия). Сушумна – главный центральный энергетический канал соединяющий силу (энергию «Кундалини» или Шакти) и разум, всеобъемлющую осознанность или Верховный Абсолют (Шива). Разбудив Кундалини (энергетическую силу), она начинает продвигаться вверх по сушумне через чакры по направлению к Абсолюту. Их союз способствует соединению практикующего с интегральным миром. Йог становится осознанным в миру, обладает спокойствием, стабильностью сознания и объективностью среди движущегося и постоянно меняющегося материального мира. Энергетические каналы

В эти 10 мудр входят также Бандхи. Все они в «Хатха-йога прадипика» перечисляются в следующем порядке: Маха-мудра, Маха-бандха, Маха-ведха, Кхечари, Уддияна-бандха, Мула-бандха, Джаландхара-бандха, Випарита карани, Ваджроли, Шакти-чалани.

Кроме того, что они дают ощущение духовного единства с Абсолютом считается, что эти мудры в физическом плане «побеждают возраст и смерть» и «даруют высшие силы (сиддхи)».

Теперь рассмотрим их более подробно.

МАХА-МУДРА.
«Прижмите левую пятку к анусу и вытяните правую ногу вперёд, захватите большой палец вытянутой ноги рукой. Затем выполните Джаландхару бандху и направьте Прану через Сушумну. После этого Кундалини выпрямится, как свёрнутая змея, ударенная палкой, мгновенно распрямляется. <…> Затем Йог должен сделать очень медленный вдох и ни в коем случае не быстрый. Так провозгласили Маха Мудру великие Сиддха» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 10, 11, 13 строфы].

Техника выполнения:
1. Левая нога согнута, стопа под ягодицами так, чтобы пятка была прижата к анусу;
2. Правая нога при этом прямая, носок на себя;
3. Сделайте захват за большой палец правой (вытянутой) ноги;
4. Опустите голову и прижмите подбородок к ямке между ключицами (Джаландхара бандха). Спина при этом прямая, насколько это возможно.
Маха мудра

5. Данное положение пробуждает сильную сексуальную энергию, которую теперь надо направить вверх по Сушумне. Представьте, что внутри Вас есть канал проходящий с внутренней стороны от основания позвоночника вверх до макушки головы (Сушумна). Ощутите его и сконцентрируйте на нём всё своё внимание. Затем делайте медленный вдох ощущая и концентрируясь на том как вся собранная энергия у основания позвоночника параллельно со вдохом медленно продвигается вверх минуя все чакры и устремляясь к макушке. После полного вдоха, сделайте мула- и уддияна-бандху, задержите дыхание на столько на сколько сможете. Ощутите всю энергию в этом канале и в макушке, с закрытыми глазами направьте внутренний взор в межбровье. Это есть соединение с непроявленным, бескачественным и всеобъемлющим Высшим Абсолютом, или по-другому осознание себя этим Абсолютом.
Это и есть МАХА-МУДРА – «Великий Символ» или «Великая Печать».

«Йог должен практиковать Маха Мудру сначала в левую сторону, а затем в правую сторону чётное число раз. Для Йога не существует пищи, которую он не смог бы есть или должен избегать. Все, что он пробовал или вообще не пробовал, будет переварено. Даже яд будет для него нектаром. Тот, кто практикует Маха Мудру, преодолевает турбекулёз, проказу, гемморой, запор, болезни брюшной полости, расстройство желудка и т.д.» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 15-17 строфы].
«Упражняясь в Маха-мудре, можно излечить кашель при туберкулезе, заворот кишок, увеличение селезенки, несварение желудка, лихорадку и всякого рода (иные) болезни» [Гхеранда Самхита, Глава III, строфа 3.8]

МАХА-БАНДХА.
«Прижмите левую лодыжку к анусу и положите правую ступню на левое бедро. Сделайте вдох, прижмите подбородок к груди и сократите мышцы ануса зафиксировав разум на Сушумна Нади. Задержав дыхание насколько возможно, сделайте медленный вдох. Сначала необходимо практиковать Маха Бандху с левой стороны, а потом с правой» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 19-21 строфы].

Техника выполнения:
1. Согните левую ногу, так чтобы пятка надавливала на анус (как в Маха-мудра).
2. Затем согните правую ногу и прижмите правой ступнёй левое бедро. Получается, что мы сидим на левой пятке, а правая нога как в падмасане (поза лотоса). Руки можно положить на бёдра у колен.
3. В «Гхеранда Самхита» написано, что в этом положении нужно подвигать левой пяткой, для того, «чтобы возбудить мышцу заднего прохода». Это нужно опят же, чтобы пробудить сильную сексуальную энергию, для направления её по Сушумне к высшей чакре для соединения с Абсолютом и раскрытия высших способностей.
Маха-бандха
4. Далее, сделайте глубокий вдох, сделайте Джаландхара-бандху (подбородок прижат к ямке между ключицами) или Джихва-бандху (прижатие языка к передним зубам), в Хатха-йога прадипика говорится, что здесь предпочтительнее выполнять именно «языковой замок» (Джихва-бандха).
5. Сократите мышцы малого таза (Мула-бандха), втяните живот (Уддияна-бандха) и задержите дыхание на столько, на сколько сможете.
Три Бандхи

5. Ощутите Сушумну вдоль позвоночника с внутренней стороны, от основания до макушки. Направьте внутренний взор в межбровье. Почувствуйте безличностное, бескачественное пребывание в состоянии всеобъемлющего Абсолюта.
Это и есть МАХА-БАНДХА – «Великий замок».

«Маха Бандха избавляет Йога от великого Аркана Кинг Ямы (времени) и приводит к соединению трех Нади: Ида, Пингала и Сушумна. Это также позволяет разуму оставаться сосредоточенным на точке между бровями.*» [Хатха-йога прадипика, Глава III, строфа 24].

* Позволяет стабилизировать чувство соединения с Абсолютом, осознанность, объективность восприятия мира.

«Маха-бандха – величайшая Бандха изгоняющая старость и смерть. Этой Бандхой достигают исполнения всех желаний.» [Гхеранда Самхита, Глава III, строфа 3.20]

МАХА-ВЕДХА.
«Как красивая, изящная женщина бесплодна без мужа, так и Маха Мудра, Маха Бандха бесплодны без Маха Ведхи. Йог приняв позу Маха Бандха, должен сделать вдох с концентрацией разума и остановить движение Праны вверх и вниз с помощью Джаландхара Бандхи. Подняв тело вверх, опираясь на ладони, Йог должен мягко ударить ягодицами о пол. В результате удара Прана, покидая Иду и Пингала, проходит через Сушумну. Затем наступает союз Луны, солнца и Огня (Иды, Пингалы и Сушумны), который ведёт к бессмертию. Тело принимает аспект подобный смерти. После этого Йог должен сделать медленный выдох» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 25-28 строфы].

Техника выполнения:
1. Сядьте в падмасану (поза лотоса), правая стопа на левом бедре, левая стопа на правом бедре. Необходимо, чтобы эта асана была идеально отработана, ни в коем случае не осваивайте её без инструктора, это положение выполняется в большей степени за счёт тазобедренных суставов, в противном случае Вы можете повредить себе колени!

2. Сделайте плавный глубокий вдох, концентрируясь на аджна чакре (внутренний взор направлен на межбровье) и задержите дыхание, сделав Джихва-бандху (язык прижат к передним зубам), Уддияна-бандху (втянуть живот) и Мула-бандху (сокращение мышц малого таза).
3. Поставьте руки на пол около бёдер, и упираясь ладонями оторвите ягодицы от пола, затем сразу опустите, повторите несколько раз (получается лёгкое постукивание ягодицами). Внутренний взор остаётся направленным на межбровье, параллельно концентрируем внимание на муладхара чакре. Чувствуем пробуждение энергии, мысленно направьте её вверх к аджна чакре, раскрыв которую йоги обретают способности и воссоединяются с Высшими Силами Вселенной (Абсолютом).
Маха ведха

Это и есть МАХА-ВЕДХА – «Великое пронзание».

«Практика Маха Ведхи дарует сиддхи. Она устраняет морщины, седину и побеждает старость. Три вышеперечисленные Бандхи усиливают желудочный огонь и даруют сиддхи, которые должны тщательно держаться в секрете. Три вышеуказанные Бандхи идут восьмью различными путями, поэтому они каждый день должны выполняться каждую Яму (три часа), тогда они даруют хорошие качества и устраняют плохие, их надо наращивать постепенно под руководством учителя.» [Хатха-йога прадипика, Глава III, 29-31 строфы].

Это первая группа Мудр, которые осваивают хатха-йогины. Считается, что они дают высшие силы, например Амина – способность видеть мельчайшие предметы, как под микроскопом. Выполняются они каждые три часа: в 6.00, 9.00, 12.00 и т.д. И только под руководством посвящённых в эту традицию Гуру, которым данная техника была передана по линии преемственности! Только тогда, с помощью данных Мудр возможно трансформировать сексуальную энергию в жизненную, которая открывает высшие способности и позволяет воссоединиться с Абсолютом.
Отсюда следует, что данная техника не очень подходит для жителей в миру, она в большей степени создана для отреченных йогов, которые всё своё время полностью посвящают практике йоги.

Часть 2