ЧТО ТАКОЕ ЙОГА

Для того чтобы понять, что такое йога, необходимо разобраться со значением этого термина. Производным данного слова, является корень «юдж», который в первую очередь означает «запрягать», и отсюда, по мнению Торчинова Е. А., доктора философских наук и востоковеда, «йога» – это связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания [Торчинов Е. А. «Религии мира: опыт запредельного»].

В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях. В первом, йога означает психотехнику вообще, то есть набор средств и приемов для достижения определенных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояние реализации цели учения – «освобождение» (мокша, мукти, кайвалья, нирвана и т.п.). В этом смысле йога характерна для всех учений и религий традиционной Индии. Во втором значении, более узком, это слово употребляется для обозначения одной из индуистских (Индуизм – религия в Индии основанная на священных текстах «ведах») религиозно-философских систем, которая, согласно преданию, была систематизирована мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах».

Йога это психотекника, ряд упражнений, инструмент, помогающий достигнуть, единую для всех религий и учений, цель – освобождение сознания от узости мыслей и от уз материального. Существует много религий и учений, кроме того есть опыт отдельных йогов, которые не принадлежат к какой-либо традиции, отсюда большое множество «йогатехник» и упражнений, взглядов и мнений по поводу йоги, по поводу того, какой путь и какие методы смогут привести к главной цели. И все они имеют право на существование, так как каждая техника рассчитана на разных людей, имеющих свои психологические особенности, и каждый человек сможет найти наиболее подходящую для себя технику.

Что касаемо хатха-йоги. Эта психотехника была создана свободными йогами-отшельниками, махасидхами Горакшанатхом и Матсьендранатхом [«Сиддха-диддханта паддхати» пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа]. В хатха-йоге считается, что в мире абсолютно всё едино, в том числе тело и  дух (психика). Работая с телом, мы работаем и с психическими составляющими. Раскрывая тело, мы раскрываем сознание и приближаемся к «освобождению». Но хатха-йога это не просто упражнения, в ней используются медитативные техники. Каждая асана требует максимального сосредоточения и осознанности, которые приведут к реализации первой задачи – приобретение способности к абстрагированию и объективному восприятию вещей.

Автор: Алина Григорьева

Также см. «Краткая история хатха-йоги»