Студия йоги и психологии

КУНДАЛИНИ ЙОГА

95380054_xU5r_ccZ_hg

Кундалини относится к тантрическим видам йоги.

Само слово «тантра» не имеет в себе характеристику данной йоги. Буквально «тантра» – нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции. Тантрами могут называться и тексты, ни к религии, ни к психотехнике отношения не имеющие (например, знаменитый сборник литературных притч «Панчатантра»).

Тантрическая психотехника развивалась практически исключительно в рамках шиваизма (шайвизма). Согласно шиваистской теологии (шайва-сиддханта), Шива есть единый Бог, Абсолют, представляющий собой вечный и бесконечный, всецело блаженный дух (параматман, пуруша).

Шива почитается как творец, вседержитель и разрушитель всех миров, однако, будучи духом, он абсолютно пассивен, поскольку в противном случае он оказался бы сам вовлеченным в сансару в качестве субъекта кармы.

Поэтому теология шиваизма предполагает наличие некоей божественной силы или энергии (шакти), которая и не тождественна Шиве и не отлична от него. Эта шакти и есть творческая энергия Бога, которую шиваизм отождествляет с пракрити. Без шакти Шива абсолютно пассивен и бездеятелен, тогда как при соединении с ней способен к творчеству. Как говорит один из текстов шиваистской традиции: «Когда Шива объединен с шакти, он способен творить. Без нее же он не способен даже пошевелить пальцем». Эта шакти, сила Шивы, олицетворяется индуизмом в виде богини – супруги Шивы, почитаемой под именами Кали, Дурги, Умы, Парвати, а также именуемой просто Богиней (Дэви) или Богиней Великосущной (Дэви Махатми) и почитаемой в качестве Великой Матери.

Человеческое тело рассматривается как микрокосм (человек и всё то, что видно невооруженным глазом), совершенно сходный по форме и свойствам макрокосму (космос, вселенная), а следовательно, в нем присутствуют и Шива, божественное Я и шакти. Считается, что вечный дух Шивы, атман, локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа. В сансарическом существе человека, находящегося во власти иллюзии и неведения, Шива и шакти разделены. И если Шива как субстрат и основа сознания в той или иной мере актуализируется в эмпирической психике, то шакти в сансарическом существе остается скрытой и как бы дремлющей. Теория тантрической йоги отождествляет шакти с особой энергией, которая «спит» в основании позвоночника человека и подобна змее, свернутой в спираль трех с половиной колец. Эта «змеиная сила» называется в традиции тантрической йоги «Кундалини».

Кроме того, в шиваистской психотехники разрабатывается еще очень важная для йоги теория чакр. Чакра (колесо) или падма (лотос) – это название некоего психофизического локуса (места) или центра, являющегося средоточием и резервуаром (сохранением) психической энергии (прана) и играющего очень важную роль в обеспечении психофизиологических функций организма и его энергетического баланса. Традиция признает наличие семи чакр: муладхара (основание позвоночника, местопребывание кундалини), свадхиштхана (несколько ниже пупа, аналог нижнего «киноварного поля» даосизма), манипура (в области солнечного сплетения), анахата (в области сердца), вишуддха (в области щитовидной железы), аджня (в межбровье, «третий глаз») и сахасрара («тысячелепестковый лотос» в макушечной части черепа, головной мозг). Чакры изображаются, выглядят, как «колеса» или «лотосы» с разным числом «спиц» или «лепестков». «Лепестки» и «спицы» это особые каналы – проводники протекающей по ним энергии-праны, сплетающиеся в чакрах в энергетические узлы. У каждой чакры строго фиксированное число «лепестков»: от двух у аджня-чакры до тысячи у сахасрары. Считается, что каждая чакра также соотносится с одним грубым или тонким первоэлементом и с одной из паранормальных способностей, коррелирующих с первоэлементом (так, муладхара-чакра соотносится со стихией «земля», что после овладения йогином этой чакрой наделяет его способностью господства над этой стихией, выражающейся, как бы мы сказали, в умении преодолевать земное тяготение и левитировать).

Кроме того, тантрическая йога признает еще наличие трех главных каналов, идущих от основания позвоночника (муладхара-чакра) вдоль позвоночника к головному мозгу. Это центральный канал, называемый сушумна, и два боковых канала – ида и пингала.

В процессе своей психотехнической практики йогин стремится: а) активизировать чакры и перевести их из пассивного состояния в активное, «раскрыть лотосы»; б) пробудить кундалини и заставить ее двигаться вверх по центральному каналу (сушумна) в тысячелепестковый лотос, локализацию атмана-Шивы. По мере прохождения кундалини через чакры, йогин приобретает различные паранормальные способности и переживает блаженство различных степеней.

Важную роль в практике кундалини-йоги играют мантры. В ведические времена мантрами назывались гимны Ригведы, позднее – молитвы и священные формулы типа мантры «Бхагавадгиты»: «Ом Тат Сат» (Ом или Аум – священный слог, символ Брахмана, Тат – «То», Сат – «Бытие»). В тантрах мантрами называются звуки и сочетания звуков, которые могут не иметь в языке никакого значения. Считается, что эти звуки и звукосочетания, произносимые в правильной тональности и с правильной артикуляцией (о них может узнать только ученик лично от своего гуру, учителя), своими вибрациями оказывают сильнейшее воздействие на чакры и раскрывают их. Каждая чакра имеет свою «семенную мантру» (биджа мантра): муладхара – лам, свадхиштхана – вам, манипура – рам, анахата – ям, вишуддха – хам, аджня – краткий а и сахасрара – аум (ом). Кроме того, своя мантра есть у каждого из «лепестков» лотоса-чакры (например, у двух «лепестков» аджня-чакры это хам и кшам).

Подъем кундалини в лотос головного мозга означает воссоединение на микрокосмическом уровне Шивы и Шакти, что, в свою очередь, кладет конец неведению (авидья), и индивидуальный дух осознает и переживает свою тождественность абсолютному духу Шивы. Это тождество переживается или как расширение «я» до бесконечности с трансцендированием (выходящим за пределы) всех сансарических ограничений, или как растворение индивидуальности в океане божественности (отсюда и одно из названий этого типа психотехники – лайя-йога, йога растворения или непроявления). Таким образом, реализуется мокша, окончательное освобождение, называемое в тантрах также маханирвана (великая нирвана).

Тантрическая йога использует и многие другие методы практики: традиционные приемы созерцания (дхьяна), дыхательные упражнения (пранаяма), визуализация мантрических букв на «лепестках» «лотосов» своего тела и многое другое (в частности, пранаяма с долгой задержкой дыхания, направляемого мысленно в промежность, используется для пробуждения кундалини).

Одним из этих методов в не ортодоксальных направлениях является  «сексуальная йога», предполагающая отождествление партнеров с Шивой и шакти и сопровождаемая пением мантр, визуализацией чакр и т.п. Следует сказать, что хотя в обыденном сознании широкой публики слово «тантра» ассоциируется почти исключительно с сексом, сексуальная практика отнюдь не была главным и даже общепризнанным методом этой йоги, хотя роль сексуальной энергии (либидо), сконденсированной в кундалини, разумеется, огромна в данном типе психотехники.

 

Йога-центр Аскхалита приглашает желающих на занятия кундалини йогой. Подробности можно узнать тут или по телефону: +7(917)-50-900-12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наша команда

  • Йога-тур в Армению

    15 06 18
    Йога-тур в Армению с 3 по 12 сентября!
  • Бесплатная йога в парке Выхино-Жулебино ЮВАО 2018

    23 05 18
  • День йоги 2018

    21 05 18
  • Женский день с «Аскхалита» 2018

    26 02 18
  • Йога-тур в Армению

    Wellness-путешествие с 3 по 12 сентября. Программа: хатха-йога, релаксационные телесные практики, акройога и немного функциональных тренировок. Даты: окончательны, но могут варьироваться для каждого из вас лично, это значит , что вы можете поехать позже или уехать раньше, как вам позволят ваши возможности и желание. Перелёт и проживание: в гостинице в Ереване и на Севане составляют […]

  • Бесплатная йога в парке Выхино-Жулебино ЮВАО 2018

    9 ИЮНЯ – 25 АВГУСТА Бесплатные занятия по йоге в Жулебинском лесопарке 2018 Жулебино Люберцы ЮВАО Внимание! Открытие занятий в парке переносится на 16 июня! Когда: Каждую субботу в 10.30 ждём всех желающих! Встречаемся в 10:20 на остановке «Привольная улица, 41» со стороны лесопарка! Преподаватель: Алина Усатова (Григорьева) От метро Жулебино — 7 мин. пешком […]

  • День йоги 2018

    Международный день йоги 21 июня 2018 Открытый урок по хатха-йоге в студии йоги «Аскхалита»! Программа мероприятия: 19:00-19:30 Мини-лекция о безопасной практике асан. 19:30-21:00 Хатха-йога. Практика асан + пранаяма. Запись обязательна, количество мест ограничено! Адрес: Москва Люберцы 3-е Почтовое Отделение, 65 +7(917)-50-900-12 День Время Инструктор Направление Запись 21.06.2018 19:00-21:00 Усатова Алина  День йоги! Открытый урок! Вход: […]

  • Женский день с «Аскхалита» 2018

    Всех представительниц прекрасного пола приглашаем провести этот прекрасный женский день 8 марта с «Аскхалита»! Тема дня «Очарование женственности»! Мы поговорим о женской природе, силе, предназначении, здоровье, ну и конечно же о настоящем женском счастье! Будет вдохновляющая, наполняющая и уютная атмосфера! Много чего интересного, увлекательного и вкусного! Программа: 11:00-12:00 Семинар «Очарование женственности»; 12:00-12:30 Мини-лекция об особенностях […]